?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Узбекистан как независимое суверенное государство имеет свою Конституцию. И если внимательно вчитаться в её Преамбулу, то не трудно обратить внимание, что она – как Основной закон государства, принята «в целях обеспечения мира и национального согласия».


Следование законам, а не искушениям - основа основ немецкого менталитета

Поэтому не случайно к понятию народа относятся все «граждане Узбекистана независимо от их национальности» [1]. А это значит, что люди всех национальностей – граждане Узбекистана, «являются единственным источником государственной власти» в стране» [2]. Более того, все права и свободы граждан Узбекистана распространяются на любые национальные группы и на человека каждой национальности. При этом никакая часть общества, в том числе национальные объединения, или отдельное лицо любой национальности «не могут выступать от имени народа Узбекистана» [3]. «Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам вне зависимости от национальности как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами» [4].

Казалось бы эти простые и понятные каждому слова Конституции Республики Узбекистан тривиальны. Они соответствуют нашему менталитету и пониманию жизни в стране. Но если обратиться к истории и международному опыту, то мы убедимся, что достижение этих обычных прав людей разных национальностей является большим благом нашего общества, результатом огромной работы государства, политических, общественных и религиозных организаций, национальных объединений и молодежных движений.

Со времён Римского государства основным принципом империалистической политики был принцип «Разделяй и властвуй». А делили всегда людей по двум основным признаком – по национальности и по вероисповеданию. Это были беспроигрышные варианты, которые до сих пор стоят на вооружении всех подрывных внешних структур. Ведь легче всего натравить человека на человека, если вдалбливать ему в голову то, что у соседа не тот цвет волос, не тот цвет глаз, да и говорит он совсем иначе, молится своим богам и кушает свою национальную пищу. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно на этой почве шли социальные конфликты в соседнем Кыргызстане и Грузии. В Ираке конфликтуют сунниты и шииты, в Турции не решена проблема курдов. А в Израиле погибают люди из-за конфликтов между евреями и палестинцами.

Эти, известные примеры, дают нам право, гордится воистину мудрой национальной политикой, проводимой в стране и считать высочайший уровень межнациональной толерантности в Узбекистане величайшим достижением государственной политики. По существу народ Узбекистана и в этой области сумел выработать эффективные механизмы реализации основных положений знаменитой модели «Свой путь обновления и прогресса».

Я думаю, что сегодня её можно представлять как вполне конкурентоспособную экспортную технологию, которой не мешало бы воспользоваться нашим соседям по региону, Украине, Грузии, Прибалтийским республикам, да и многим другим государствам. Но только особо заметим при этом, что фундаментом этой технологии является опора на «идеологию, основанную на формировавшихся тысячелетиями мировоззрении людей и менталитете наций, определяющую будущее этого народа, способствующую ему занять своё достойное место в мировом сообществе, способную стать прочным мостом между прошлым и будущим» [5]. А это значит, что в каждой стране к формированию национальной идеи нужно подходить творчески.

В предисловии к книге «Идея национальной независимости» Президент Узбекистана чётко формулирует, что главная цель национальной идеи состоит в том, чтобы «объединять народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради нашей священной земли» [6].

Он подчёркивает три основных направления в этом процессе – мир и спокойствие в стране, благополучие народа и процветание Родины. Эти положения Национальной идеи созвучны человеку любой национальности, проживающей в Узбекистане. Проникая в сознание людей, они попадают на благодатную почву, вызывая положительный резонанс во всём обществе.

С открытой душой принимает их и немецкая диаспора Узбекистана. При этом мы, «узбекские» немцы, а нас в Германии и России называют не иначе как «российские немцы», принимаем их, опираясь на великое духовное наследие нашего народа. В традициях нашего народа, миролюбие и веротерпимость, духовная самобытность, своеобразие священных традиций, приоритет высших интересов и целей народа и государства, свобода от проявлений агрессивного национализма и экстремизма и других пороков неуважительного отношения к другим нациям и народам.

История такова, что за более чем два столетия пребывания немцев в Российской империи и Союзе ССР они никогда не были источниками или участниками межнациональных конфликтов. В немецких семьях из поколения в поколение передаётся простая истина, что источником мудрости и силы является воспитание молодого поколения в духе патриотизма, верности земле, на которой они рождаются и живут. Именно этот подход органически связывает прошлое и будущее «узбекских» немцев, позволяющее им по достоинству гордиться бессмертным наследием великих предков и вместе с другими народами Узбекистана открыть широкую возможность к овладению достижениями мировой культуры и прогресса.

Мы помним, что корни взаимодействия нашего народа с узбекистанцами и россиянами уходят в далёкое прошлое. Диаспоры немцев появились в Узбекистане, после присоединения Туркестана к России. В этот период на территории будущего Узбекистана возникают крупные диаспоры немцев лютеран, в религиозной идеологии которых всегда присутствовали веротерпимость, законопослушание, почитание мирских властей. Эти исконно немецкие качества, заботливо отфильтрованные другими народами Узбекистана, как золотые слитки стали всеобщим богатством и достоянием всей страны.

Именно поэтому в Узбекистане никто не устраивает погромов, демонстраций, митингов. Дешёвому популизму, политическому экстремизму и демагогии противопоставляется обычный рационализм и вытекающий из него принцип о том, что «сколько ни говори халва, во рту слаще не будет». Потому что никто, никакой политик, никакой радетель о всеобщем благе, не озолотит тебя и не сделает за тебя работу. В народе уже давно с ухмылкой встречают поучения о псевдодемократии, предпочитая следовать столетиями проверенной идеологии стабильности в общественных отношениях.


Чашка ароматного чая в обществе аксакала подлинный источник хорошего настроения и демократии в Узбекистане

В Узбекистане и России хорошо знают своего земляка академика Петербургской Академии наук (1812) Василия Владимировича Бартольда, выдающегося историка востоковеда, значительную часть жизни прожившего в Узбекистане. Благодаря его трудам и подготовленным им высококлассным учёным, в Ташкенте создан и успешно готовит кадры Ташкентский государственный институт востоковедения. В составе Академии Наук Узбекистана действует Институт востоковедения, ведущий фундаментальные исследования в этой области. Нельзя не сказать и о том, что вся историческая наука Узбекистана опирается на авторитет Бартольда и его выдающиеся труды, признанные во всём мире. Такие его работы как «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (ч. 1-2, 1898-1909), «Халиф и султан» (1912), «Улугбек и его время» (1918), и другие переведенные на многие языки, не потеряли своей актуальности и сегодня. В этих и других его исследованиях он чётко проводит господствующий среди немцев тезис о том, что только выдающиеся личности служат движущей силой истории. Это он открыл России и Европе всё величие выдающегося астронома и учёного Улугбека, других известных деятелей, оставивших заметный след в истории Узбекистана.

Бартольд стоял у истоков библиотечного и музейного дела Узбекистана. В 1870 году при его содействии открыта в Ташкенте первая Туркестанская публичная библиотека (ныне это Библиотека имени Алишера Навои), заложив тем самым основы светского просвещения в Узбекистане. В 1876 году в Ташкенте, также при участии Бартольда был открыт первый публичный музей, состоящий из коллекций по минералогии, зоологии, нумизматике, этнографии. Позднее, открыты публичные музеи в Самарканде в 1896 году и в Фергане в 1899 году.

Среди выдающихся учёных того времени нельзя не упомянуть и Петра Ивановича Лерха – одного из основателей всемирно известной узбекской археологии [7]. Это при нём начинались первые раскопки в Самарканде и Афрасиабе. И во многом благодаря его трудам [8] в конце прошлого века ЮНЕСКО торжественно отмечало 2500-летие Самарканда.

Выдающиеся труды и научное наследие этих учёных, открывших миру немеркнущие идеи великих узбекистанцев, и по сей день чтят в Узбекистане и России всем миром. Они органично вошли в сознание узбекистанцев и россиян и сегодня уже воспринимаются самими немцами не иначе как собственные, национальные. Это лишь малый штрих в том, что роднит нас со всеми народами Узбекистана.

Среди выдающихся имён узбекских учёных немцев нельзя не отметить Рихарда Рихардовича Шредера (15.10.1867 – 27.04.1944) академика ВАСХНИЛ (1935), академика Академии наук Узбекистана. Это сын известного российского учёного плодовода Рихарда Ивановича Шредера (1822-1903) - Главного садовника и преподавателя (с 1862) Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия), сформировавшего в своё время научные основы акклиматизации древесных и кустарниковых пород, в т. ч. плодовых культур в России. Его сын Рихард Рихардович в 1902 г. создал и возглавил первую Туркестанскую сельскохозяйственную опытную станцию, на базе которой позднее было образовано Научно-производственное объединение по садоводству, виноградарству и виноделию им. Р.Р.Шредера.

Он был первым деканом сельскохозяйственного факультета народного университета в Ташкенте, преподавал в Среднеазиатском государственном университете. Он основал и редактировал журналы «Сельское хозяйство Узбекистана», «Дехкан». Им были выведены многие новые сорта растений: хлопчатника – «Шредер», пшеницы «Кора-Колтак», 8 сортов яблонь и др. Его труды «Культура хлопчатника в Средней Азии», «Климат хлопковых районов Средней Азии», «Исследование цветков плодовых деревьев и опыты с опылением», «Опыты с удобрением винограда», «Периодичность урожаев в семечковых садах» и др. не потеряли актуальности и сейчас и до сих пор используются как настольные книги учёных, исследующих проблемы сельскохозяйственных культур.

Мы, как и россияне гордимся и преклоняемся перед талантом нашей знаменитой землячки, выходца из хорезмской немецкой общины Анны Герман (1935, Ургенч, Узбекистан — 26 августа 1982, Варшава). Мы хорошо помним её выступления на международном фестивале эстрадной музыки в Сопоте (в 1964 — 2-я премия; в 1965 — 1-я премия за песню «Танцующие Эвридики»), на фестивале «Дружба молодежи» (1967, главный приз), на фестивале эстрадной музыки в Сан-Ремо (1967), фестивале неаполитанской музыки в Сорренто («Оскар симпатий»). Надо ли говорить, что её лучшие песни на русском языке: «Соловьи», «Надежда» (А. Н. Пахмутовой), «Эхо любви» (Е. Птичкина), «Ты, мама...» (О. Фельцмана), «Из-за острова на стрежень», «Гори-гори, моя звезда», «И меня пожалей» и в Узбекистане, и в России давно воспринимаются как народные и нерасторжимо ассоциируются с её волшебным голосом.

Среди многих направлений общественной жизни Узбекистана, в которых оставили заметный вклад узбекские немцы мы с особой теплотой говорим об их вкладе в образование и подготовку кадров. Это известный биофизик – заведующий кафедрой биофизики Ташкентского государственного университета - доктор биологических наук, профессор Альберт Иванович Гагельганс [9], прекрасный математик Вера Вильд [10], уникальные алгоритмы и программы которой до сих пор используются в информационных ресурсах Высшей Аттестационной Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Первый профессор и заведующий кафедрой Ташкентского института народного хозяйства (в то время финансового института) учёный экономист Шмидт Александр Карлович (1879-1954). Замечательный историк из Ташкентского Государственного университета – Нелли Христиановна Кнауэр. Особое уважение вызывает семья прекрасных педагогов Юрия Евгеньевича Шенгера (1904-1974) [11], проректора по научной работе Ташкентского института народного хозяйства Наталии Николаевны Шабановой (фон Кубе) (1909-2002) [12], заведующей кафедрой денежного обращения. Они, вместе с Ректором института Мухамеджаном Мурадовичем Кариевым, подготовили замечательную школу профессиональных экономистов [13]. При их поддержке в 1967 г. научная работа одного из студентов этого ВУЗа, кстати, тоже немца, впервые в истории узбекского высшего образования выиграла Всесоюзный конкурс научных студенческих работ и получила первую в республике Золотую медаль за лучшую студенческую научную работу.

Однако известно, что вложения в знания имеют пролонгированный эффект. И великолепное качество, подготовленных под руководством Шенгера специалистов проявилось намного позднее, после обретения независимости и начала экономических реформ. Именно выпускники Ташкентского института народного хозяйства смогли отказаться от стандартных моделей «шоковой терапии» Мирового банка и доказать всему миру состоятельность и эффективность уникальной модели реформ, известной как «Свой путь обновления и прогресса». Благодаря их усилиям Узбекистан не допустил обвальных процессов в экономике, обеспечил высокие темпы развития, первым среди стран СНГ в посткризисный период войдя в стадию экономического роста. Не случайно в европейской научной литературе по поводу успехов экономических реформ в Узбекистане появился особый термин – «Узбекская загадка» [14].

Говоря о выдающихся представителях узбекских немцев мы, тем не менее, не можем не отметить, что ещё более заметный вклад немцами был внесён в индустриализацию Узбекистана. Самые крупные немецкие диаспоры формировались при образовании крупных промышленных центров республики после возвращения из трудармии. Хорошо известны имена немцев - прекрасных организаторов экономики и производства Бесслера Арведа Теодора-Христиановича (Василия Фёдоровича) (1919) – основателя современного статистического менеджмента в стране, долгое время (1963-1989 гг.) бессменно возглавлявшего статистику промышленности Узбекистана, Оскара Христиановича Вейгума (1939-2001) – Заместителя Председателя Узагросельстроя, Ивониной Ирины Эрнстовны (1947), возглавлявшей в Министерстве финансов Республики Узбекистан, управления финансирования базовых отраслей промышленности, новых методов хозяйствования и макроэкономического анализа, осуществляющей ныне в республике научное руководство экономическими исследованиями в области устойчивого развития нефтегазового комплекса страны – важнейшей отрасли экономики Узбекистана, формирующей свыше четверти валового внутреннего продукта страны и почти половину её бюджетных поступлений [15]. Павлишко Нелли Борисовны – основателя и руководителя лучшей строительной лаборатории в Ферганской долине, Хримпач Лидии Глебовны (1937) и Геринга Олега Петровича (1944) известных промышленных проектировщиков, архитекторов и строителей, а также многих других.

Существенную роль в повышении авторитета современной немецкой диаспоры Узбекистана сыграл Геннадий Леонгардович Блинд (1949) [16]. Будучи Главным метрологом Ташкентского тракторного завода и одним из руководителей в бывшем Всесоюзном промышленном объединении «Союзмашхлопководство» внёс существенный вклад в развитие отечественной метрологии машиностроительной промышленности. Профессиональный энергетический импульс, заложенный в него узбекской промышленной школой по достоинству оценён за рубежом. В первой половине 2000-х годов он по специальному приглашению работает в Швейцарской конфедерации, создавая эксклюзивную олимпийскую светотехническую инфраструктуру многих уникальных объектов, которая не оставила равнодушными миллионы туристов и телезрителей, с восхищением внимавшим буйству созданной им электросветофеерии. Его творческое подвижничество и самопожертвование было по достоинству оценено этим европейским государством, презентовавшим ему в знак уважения к творческим заслугам пожизненную ренту.

С прекрасными деловыми качествами немецких рабочих и инженеров ассоциируется создание объектов угледобычи в Ангрене, химической и нефтехимической промышленности в Чирчике и Фергане, пищевой промышленности в Газалкенте, горнодобывающих предприятий в ряде районов Узбекистана. В конце 80-х годов, учитывая высокий потенциал немецких рабочих и инженерных кадров, в Фергане строится механический завод, который должен был выпускать новый среднемагистральный пассажирский самолёт Ил-114.

Конечно, сегодня немецкая диаспора значительно поредела. Но как и прежде, нам не стыдно говорить об её выдающихся представителях. С 1990 года возрождена идеология лютеранского вероисповедания в Узбекистане [17]. Регулярно идут воскресные богослужения в Евангелическо-Лютеранской Церкви, некогда основанной в Туркестане легендарным пастором Юстусом Юргенсеном [18].И очень важно, что эта лютеранская церковь, являясь самостоятельной, до недавнего времени функционировала в составе Лютеранского архиепископства в Санкт-Петербурге. Мы не случайно говорим о лютеранской церкви в Узбекистане, поскольку нынешняя духовная лютеранская политика идёт в полном согласии с Национальной идеологией Узбекистана.


Интерьер Лютеранской кирхи в Ташкенте

Существенный вклад в возрождение культуры и национальных традиций немцев вносит руководитель национального культурного центра Мария Григорьевна Рекк [19]. Работа эта многогранная, многоаспектная и это работа с людьми с формированием их национальной идеологии соответствующей новым реалиям общественной жизни. Так что переоценить её вклад в возрождение национальных традиций и прежде всего молодёжи просто невозможно. В 2009 г. её труд был отмечен государством.

Можно было бы много говорить об известных представителях узбекской немецкой диаспоры и дальше. Но нельзя особо не подчеркнуть важнейший момент, что любые успехи и достижения наших известных немцев неразрывно связаны с совместной работой со специалистами других национальностей. В этом и состоит суть Национальной идеи Узбекистана - не разделять, а объединять людей общим делом, общим достоянием. Национальная идея в Узбекистане – это не идея одной национальности. Это идея многонационального народа, которая придает нам новые силы, укрепляет уверенность и целеустремлённость в достижении высокой цели – формирования государства с великим будущим.

В Узбекистане хорошо понимают, что Национальная идея, отражающая интересы всего народа является эффективным механизмом сплочения людей разных национальностей. И хотя каждая национальность сохраняет свою самобытность, с помощью свободно действующих национальных культурных центров, всемерно поддерживающих развитие национальных языков, культуры и традиций, но принципы Национальной идеи, близкие всем по духу образуют, то общее, что стирает межнациональные границы в решении задач прогресса общества и государства. Поэтому каждый узбекистанец, будь то узбек, русский, украинец, татарин или немец, с уверенностью говорит о том, что важнейшим условием прогресса народов проживающих вместе является диалог культур.

Литература:

1. Конституция Республики Узбекистан. (ст. 8).
2. Конституция Республики Узбекистан. (ст. 7).
3. Конституция Республики Узбекистан. (ст. 10).
4. Конституция Республики Узбекистан. (ст. 22).
5. И.Каримов. Идеология –это объединяющий флаг нации, общества, государства. Т., Узбекистон, 1998, с.10.
6. И. Каримов. Идея национальной независимости. Т., Узбекистон. 2001. с. 3.
7. Лерх был одним из лучших у нас востоковедов и, по отзыву специалистов, мог с честью занимать кафедру, но он «никак не мог собраться с досугом написать диссертацию на степень магистра, которая бы устроила его собственные дела — все чужими занимался». В. В. Григорьев. "Журнал Мин. Народного Просвещения", 1884 г., ноябрь, стр. 57—66.
8. Большинство трудов П.П.Лерха публиковалось на немецком языке и докладывалось на международных конференциях в европейских научных центрах. Поэтому результаты археологических исследований в Туркестане, зачастую становились известными в Европе раньше, чем даже в России. Учитывая, что часть работ П.П.Лерха по археологии Самарканда и Афрасиаба до настоящего времени не переведена, они так пока и остаются вне поля зрения отечественных археологов и историков.
9. http://www.registry.biophys.msu.ru/person?Serial=73224 Справочник «Биофизики России».
10. Вильд В. ныне по приглашению Германии преподаёт математику и программирование в Университете Карлсруе (Баден-Вюртенберг).
11. Шенгер Юрий Евгеньевич (1904-1974) - профессор, известный экономист и банковский деятель. В 1924-1936 гг. работал в Ленинградской конторе Госбанка СССР. Одновременно преподавал банковское дело, теорию денег и кредита в Институте народного хозяйства им. Ф.Энгельса (с 1926 г.), затем - в Ленинградском финансово-экономическом институте (с 1930 г.) и в других высших учебных заведениях. В 1936-1938 гг. - старший консультант Отдела финансов Госплана СССР. В 1939-1942 гг. - руководитель группы консультантов при секретариате Правления Госбанка СССР, эксперт Планово-экономического управления Госбанка СССР. В 1961-1974 гг. - проректор по научной работе Ташкентского института народного хозяйства.
12. Шабанова Наталия Николаевна (урождённая фон Кубе) (1909-2002) родилась 3 ноября 1909 г. в Петербурге. Окончила Ленинградский финансово-экономический институт. 55 лет своей жизни посвятила работе в системе Госбанка СССР и подготовке банковских кадров. С 1930 г. Н.Н. Шабанова работала в главном банке страны, а с 1946 по 1984 г. - в Ташкентском институте народного хозяйства, где вместе со своим мужем, известным экономистом Ю.Е. Шенгером, готовила банковских специалистов. Автор более 40 печатных работ,. В последние годы жизни жила в Санкт-Петербурге.
13. Деятельность Шенгера Ю.Е. и Шабановой Н.Н. (фон Кубе) получила высокую оценку и признание за рубежом. Музей истории Национального банка Республики Башкортостан открыл специальную экспозицию, посвящённую этим замечательным учёным, работавшим во время войны 1941-1945 гг. в Уфе, а их книги по финансам, денежному обращению и кредиту сейчас переиздаются в России.
14. Ежегодный доклад ЕБРР о переходе стран к рыночной экономике. 2002 г.
54. Журнал Нефтегазовая вертикаль. Специальный выпуск нефть и газ Узбекистана. Москва, 2007. - № 9. – С. 86-88.
6. Бесслер Арвед. Крымские начала. Coburg, Ewigkeitsverlag, 2006.
7. www.novosaratovka.org/advice/about.java?id=497885025
www.keiserzeitung.narod.ru/archiw/2002/nem_diaspora.htm
8. Князева Е.Е. Из истории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине и Средней Азии. Евангелическо-Лютеранская Церковь в Ташкенте и Узбекистане. Ст. Петербург, ЕЛЦ, 1996. Лютеранские церкви и приходы в Белоруссии, Молдавии, Закавказье и Средней Азии XXYIII-XX вв. Исторический справочник. Часть III. Ст. Перербург, «Литера», 2006.
9. www.centrasia.ru/newsA.php?st=1035350280

Ивонин Виктор Арведович
Фото автора. Опубликовано в книге - Диаспора немцев Узбекистана в диалоге культур. Под ред. к.э.н. Ивонина В.А.,Ташкент, 2010.С. 18-30.



Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner